Графология: Что почерк говорит о характере?

Графология — не оккультная наука и в ней нет ничего сверхъестественного. Практикующие специалисты утверждают, что графология основана на здравом смысле и наблюдениях. Считается, что определение характера по почерку — идея, принадлежащая итальянцу Бальдо, жившему в начале XVII века. С тех времён и до наших дней графология претерпела множество изменений в своих основных принципах. Старые суждения сменялись новыми, и сегодня сторонники графологии, хотя часто и не сходятся в мнении относительно некоторых деталей, в общем придерживаются единых принципов относительно того, что означает тот или иной почерк.

Общая идея графологии заключается в том, что характер и состояние человека влияет на движение пера при письме. Почерк можно проанализировать, сравнить с тем, как мы распознаём настроение и намерения человека по его жестикуляции и мимике. Идеи и принципы графологии весьма доступны для понимания. Например, если почерк чёткий и аккуратный, можно предполагать, что человек аккуратен и в других своих привычках. Мелкий почерк указывает на способность к концентрации и внимание к деталям.

И, наоборот, крупный почерк бывает у людей склонных к обобщениям и пренебрегающих деталями.

Анализируя рукописный текст графолог особое внимание уделяет следующим пунктам: Размер почерка, включая соотношение размеров заглавных и прописных; наклон почерка; форма отдельных элементов почерка; нажим; расстояние между отдельными буквами и между словами; поля; связность; финалы (окончания слов); росчерки и завитушки; отклонения строк и отдельных слов от горизонтали.

Пунктуация

Графологи очень серьёзно относятся к пунктуации — они выделили её в отдельный класс признаков почерка. Сюда относятся все знаки препинания, но особое внимание уделяется точкам (в том числе над і и над ё), запятым и тире.

Многие графологи говорят, что форма и расстановка знаков препинания так много говорит о характере, что полный анализ можно сделать всего лишь по нескольким точкам и запятым в тексте. Но тут же уточняют, что было бы опрометчиво судить только по ним, там, где могла всего лишь дрогнуть рука. Это так же неверно, как наделять человека злобным нравом из-за нескольких слов, сказанных им в раздражении.

У людей порывистых, например, точки в почерке часто превращаются в чёрточки.

Кроме того, вам, наверное, приходилось видеть, как последнее слово в предложении заканчивается не точкой, а чем-то вроде тире, говорящим: «Посмотрим, что на это можно возразить»! Эта особенность почерка, бессознательное движение пером, как можно догадаться, принадлежит вспыльчивой и раздражительной особе.

Аккуратность в расстановке знаков препинания и значков над буквами указывает на приверженность к порядку — «для каждой вещи есть своё место».

Размах почерка

Размашистый почерк подобен активной жестикуляции при разговоре. Болтун размахивает руками и рассуждает, не вдаваясь в частности. Бывает трудно обратить его внимание на факты, чтобы свести обсуждение к ним. «Да ну её, эту ерунду» — постоянная его фраза.

Это же размахивание руками заметно и в почерке. Человек основательный привержен фактам, тщательно взвешивает их и меньше подвержен энтузиазму, в разговоре скуп на жесты, и если делает их — они имеют значение. Его почерк демонстрирует то же стремление — каждая чёрточка должна что-то означать, буквы меньше и тщательнее выписанные.

Это общее значение, которое придаёт графология размашистому почерку. Разумеется, специалист при анализе образца рукописи всегда учитывает и другие характеристики, образующие определённые сочетания.

Наклон почерка

Наклон почерка связывают с эмоциональностью человека — нормальным графологи считают наклон в 72 градуса вправо, это усреднённый «идеал» добродушного, спокойного, в меру щедрого человека. Чем больше буквы клонятся вправо, тем более он подвержен эмоциям. И наоборот — чем более вертикально выставлены буквы, тем более холодная и расчётливая перед нами натура, а в крайних своих проявлениях — бессердечности и жестокости, она выдаёт себя обратным, левым наклоном почерка.

Но и здесь не следует спешить с выводами. Человек может иметь почерк с обратным наклоном из-за того, например, что подавляет свои эмоции, не давая им выхода.

Специалисты по графологии настаивают на том, что образец почерка должен быть не заученным текстом и, желательно, написанным, когда человек захвачен мыслями, излагаемыми на бумаге.

Форма и размер букв

Округлые «детские» буквы выдают мягкость, лень, слабохарактерность. Письмо выглядит неторопливым, и его не следует путать с круглым петлистым равномерным почерком, характерным для людей с чувством времени и ритма. Противоположность круглому — почерк со рваными, угловатыми буквами — знак острого и подвижного ума. Он будто кричит: «Мне нужно немедленно сообщить вам это»! А ещё угловатые буквы свидетельствуют об обострённом восприятии мира.

Чем выше заглавные буквы — тем выше самооценка, гласит следующее положение графологии. Росчерки и завитушки у заглавных букв тоже свидетельствуют о высоком самомнении. Заглавные буквы, едва выступающие над строчными — признак скромности, желания быть незаметным (такой человек не станет хорошим начальником — не хватает самоуверенности, которая необходима руководителю).

Способ написания заглавных букв говорит, например, о вкусе человека. Артистичные личности часто используют заглавные буквы, напоминающие их печатные аналоги.

Заглавная литера М — самая важная отдельная буква в алфавите графолога. В идеале её половинки имеют равную высоту, а штрихи хорошо разделены. Когда первая половинка возвышается над второй — это признак самолюбия, тем большего, чем больше разница в высоте. Когда, наоборот, первая половина намного ниже второй, мы имеем дело с плохим вкусом в сочетании с бурным воображением.

Ещё один важный признак — способ написания букв о и а, а также круглых частей букв в и д. Когда они мелкие и закрытые, то напоминают закрытый рот — пишущий так, замкнут и не любит распространяться о себе. Открытые круглые части букв — признак словоохотливости, частично разомкнутые они свидетельствуют об общительном характере.

Нажим

Нажим на бумагу, гласит графология, от борозд, оставляемых в ней ручкой до едва заметных, чиркающих линий — зависит от страстности, чувственности, жадности до ощущений. Трудно спутать уверенный почерк истинного гурмана, искателя приключений или любителя женщин с вялыми штрихами «возвышенной» натуры, не приверженной плотским наслаждениям.

Расстояние между буквами и словами, поля

Что может быть естественнее предположения, что большие промежутки между буквами, словами и строками свидетельствуют о щедрости? Логично, что прижимистая личность будет лепить слова вместе, и они будут «наступать на пятки» друг другу, будто для того, чтобы уместить текст на одном листе и не тратить второй? Впрочем, можно рассматривать такой убористый почерк с положительной стороны и назвать человека бережливым.

Поля имеют то же значение. Желание писать, чтобы ни сантиметра бумаги не пропало, говорит о скаредности; широкие поля — о расточительности или экстравагантности. Ровные, как под линейку, поля — знак хорошего вкуса. Если каждая новая строка оказывается ближе к левому краю листа (особенно если сначала поля были широкими) — почерк может говорить о расточительности, но способности вовремя остановиться, а если нужно — то стать скупым. В обратном случае — когда строки уезжают, увеличивая правое поле — это признак того, что писавший не будет иметь избытка денег на счету — за счёт собственных усилий, разумеется. В последним случае характерный признак — ещё и постепенное увеличения расстояния между строками.

Разбиение слов на части или на слоги заставляет предполагать наличие индуктивного мышления — склонности действовать по наитию, полагаясь на интуицию. Человек с аналитическим типом ума пишет слитно. Как ни парадоксально, оба признака могут встречаться одновременно — слова разорваны посередине, но соединены между собой. Тогда мнение о том, на что больше полагается в своих выводах писавший — на индукцию или на дедукцию — основывают на относительной частоте этих признаков в почерке.

Окончания слов

То, каким образом заканчивается слово, его «финал» или «хвост», всегда привлечёт внимание графолога. Если каждое слово оканчивается элегантной кривой, направленной вправо-вверх — это хороший знак, они заставляют предполагать наличие воображения и некоторую здоровую импульсивность. Если «хвост» загибается над словом или вниз — есть причины для беспокойства — такой почерк может выдавать и эгоизм, и самолюбие, и строптивость. Или выдающееся самомнение, длинный прямой «хвост» вправо — тоже его признак.

Если хвостиков нет вообще, будто они откушены — мы имеем дело с личностью экономной, а если имеются и другие признаки скупости — мелкие буквы и узкие поля — то даже с жадным и скаредным человеком.

Направление текста

Почерк со строками, задирающимися вверх — атрибут жизнерадостной, полной надежд и амбиций личности; пессимиста, человека, считающего, что жизнь не удалась или хронически больного выдаёт почерк со строчками сползающими в нижний правый угол. По этой причине образцы почерка для графологического анализа нужно брать на нелинованной бумаге.

Степень самоконтроля хорошо определяется по тому, как почерк отклоняется от строгой горизонтали. Предположим, что человек возбудим по натуре, но род занятий принуждает его носить маску солидности. Постепенно это становится частью характера, маска срастается с естеством, подавляя врождённую импульсивность. Но графологический анализ легко вскроет подавленные чувства по тому, как слова своими концами задираются вверх, но каждое новое возвращается к прежнему уровню. Строки письма полного сил, амбициозного человека явственно задираются в сторону верхнего правого угла листа.

И напротив, подавленный, но держащий себя в руках человек, возвращает слова с «обвисающими» концами на горизонталь — либо начиная каждое новое слово на прежнем уровне, либо выводя туда последние буквы слова прежде, чем закончит его писать.

* * *

Люди большого ума часто пишут неразборчиво, но в отличие от петляющих линий, которыми изобилует почерк обманщиков, их почерк небрежен, а не запутан. Врачи тоже имеют неразборчивый почерк, напоминающий кардиограмму, но у них есть ещё одна причина для этого — их почерк сломался ещё на лекциях в медицинском университете, поэтому исправлению и графологическому анализу не подлежит.