Каким будет лицо человека будущего?

Будут ли лица наших потомков — правнуков правнуков наших правнуков — очень отличаться от наших?

Будут ли люди будущего иметь меньший, чем у нас, мозг; редкие волосы; длинные, тонкие, длинные носы и маленькие жеманные рты, узкие раскосые глаза, а их скулы и подбородки почти исчезнут? Иными словами, будут ли они напоминать помесь худоумных «эстетствующих» хлюпиков с отражением кривого зеркала?

Ответ — да; по крайней мере, по мнению некоторых биологов-эволюционистов. Они достаточно подробно поясняют, как, по их мнению, должны произойти эти изменения. Даже сейчас строение наших лиц сильно изменилось по сравнению с лицами наших не таких далёких предков.

Как и почему это происходит?

Учёные со времён Дарвина согласны (по крайней мере, в общих положениях), что человек произошёл и достиг своего современного уровня развития, постепенно эволюционируя от низших, более примитивных форм жизни. Но если эволюция имела место в прошлом, почему бы ей не продолжаться и в будущем?

Если это так, возникает закономерный интерес к тому, каким именно будет дальнейшее развитие рода человеческого и насколько быстро идёт этот процесс. Сравнив строение черепа человека разумного и яванского обезьяночеловека, останки которого датируются 500 000 лет, можно предположить, что и лица наших далёких потомков будут отличаться от наших в не меньшей степени.

Своё обоснованное и логичное, хоть и не совсем приятное видение будущего предложил известный британский биолог сэр Артур Кейт в своём докладе Королевскому институту «Ход эволюции человека».

Свои оценки сэр Артур основывал на результатах предпринятого им исследования, в ходе которого он изучил сотни черепов, принадлежавших людям и гоминидам всех эпох — от 500 000 лет до н. э. до наших дней, а также провёл антропометрию тысяч живых представителей разных рас.

Его общее заключение: «Эволюция даже сейчас активно работает над чертами лица человека», а основные положения можно свести к следующим пунктам:

  1. Объём мозга человека постепенно уменьшался («Из ограниченных данных, имеющихся в нашем распоряжении мы должны заключить, что люди, населявшие Западную Европу в конце Ледникового периода [10 000 лет до н. э.] имели больший объём мозга, чем их потомки. В дальнейшем мозговой объём черепа не увеличивался».)
  2. Твёрдое нёбо современного человека уменьшается в размерах и становится уже.
  3. Челюстные кости уменьшаются в размерах.
  4. Носы становятся более острыми, узкими и выступающими.
  5. Глаза становятся более узкими и глубже посаженными.
  6. Подбородок меньше выдаётся вперёд.
  7. Лицо в целом становится уже.

И, если изменения черт лица будет идти намеченными Кейтом путями, эти особенности и отличия будут становиться всё более и более выраженными.

Те учёные, что оспаривают эволюцию современного человека, обычно апеллируют к тому факту, что изучение мумий показало — большой разницы между современным человеком и древними египтянами нет. Сэр Артур и сам некоторое время придерживался этой точки зрения, но более широкие, чем обмер нескольких мумифицированных тел, исследования убедили его в обратном.

Взяв 50 черепов (25 мужских и 25 женских) из английских захоронений датированных 1000 годом до н. э. или старше (некоторые из них не менее древние, чем Пирамиды), он сравнил их строение с черепами англичан XVIII–XIX веков. Результаты этого сравнения убедили его, что указанные выше изменения действительно имеют место.

Что важнее, эти изменения идут быстрее, чем считалось ранее. Современный тип человека появился в Европе в самом конце мустьерского периода — примерно 22 000 лет назад. У него был больший мозг, сильные челюсти и гораздо более крепкое телосложение, чем у его прямых потомков, населяющих современную Европу. Некоторые из этих отличительных черт постепенно стёрлись, другие наоборот — стали более выраженными. Исчезли выступающие скулы, довольно плоский и широкий нос стал более узким и более выдающимся вперёд, уменьшился подбородок и стал меньше рот.

«Могут сказать», заявил Кейт, «что эти изменения связаны с тем, что современный человек гораздо менее активно пользуется челюстями. … Не думаю, что это убедительное объяснение, так как описанные мною изменения выражены у 30% современной людской популяции, а у 70% их почти нет. При том, что питаются они более или менее одинаково. Причины у появления новых черт более основательные, чем питание мягкой пищей, поскольку в некоторых семьях и общинах они появляются и развиваются, а в некоторых — нет.

Свидетельства, которые я собрал указывают на увеличение частоты проявления новых черт за последние столетия. Очевидно, эволюция человека идёт именно описанным путём».