Чувство осязания — и наблюдательность

Было время, когда я покупал журналы у слепого, который держал газетный стенд неподалёку от моего дома. Когда я называл ему журналы, он, не раздумывая, выбирал их из пачки и передавал мне, всегда правильно отсчитывая сдачу из кармана, полного монет. В течение нескольких лет, пока я был его клиентом, они ни разу не ошибся.

То, как он вёл этот маленький бизнес, несмотря на свой недостаток, вызывало только восхищение.

Люди часто объясняют удивительные способности слепых тем, что природа «компенсирует потерю зрения путём обострения других чувств, особенно осязания и слуха». Но это неверно.


При исследовании с помощью эстезиометра — прибора для оценки чувства осязания, слепые показали результаты, ничем не отличающиеся от результатов зрячих людей.

Но выяснилось, что слепые хорошо запоминают мелкие различия предметов на ощупь, поэтому способны безошибочно определять, например, номинал монет и товары на полках — зрячий тоже мог бы проделать это, если бы был достаточно наблюдателен и сосредоточен на своих ощущениях.

Люди удивительно ненаблюдательны

Знаете, какой цвет глаза у человека, который сидит рядом с вами в офисе? Можете вспомнить цитату с лицевой стороны двухсотки? А ведь видели своего соседа и купюры сотни, тысячи раз. Вы можете сказать, что это не важно, но ведь если достаточно натренировать наблюдательность, в памяти безо всяких усилий будет откладываться любая информация. Иметь такую память, конечно, хотелось бы каждому, однако это не чудо, а лишь вопрос тренировки.

Ощущения и наблюдательность по отношению к ним — «шлюз», через который разум получает стимулы, без которых он не будет работать. Факты и информация, которые может обрабатывать и хранить человеческий мозг, даются ему только в виде ощущений.

У Джона Локка есть сентенция, которую стоит напомнить: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Он хотел подчеркнуть, что мы не рождаемся с готовыми убеждениями, идеями и представлениями о мире. От животных предков у нас есть примитивные инстинкты и рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность и защищающие от непосредственной опасности, но нет представлений о мире, разум младенца — tabula rasa.

В начале жизни ребёнок протягивает руки, чтобы схватить Луну, потому что ещё не знает, не «обучен воспринимать», что, хотя Луна большая и яркая, она слишком далека для того, чтобы дотронуться до неё.

А ведь было бы здорово, если бы мы могли бы наследовать знания своих родителей, и, начиная с этой основы, добавлять к ним новые факты, опыт и навыки.

Дар или тренировка?

Другими словами всё, что вы знаете, является результатом самообучения, то, что вы сумели пропустить через органы чувств и запомнить. Следовательно, чтобы больше знать и уметь, нужно тренировать органы чувств и память.

Я знаю агента по недвижимости, который может пройти через большое здание и на выходе сказать число комнат, их размеры и как расположены помещения. Исключительный дар? Ни в коем случае. Он, в силу своей профессии, обучился особенно точно воспринимать и запоминать такие вещи, теперь ему даже не требуется прикладывать для этого усилий.

Опытный механик с помощью стетоскопа на слух может определить малейшие неполадки в двигателе. Он обладает каким-то выдающимся слухом? Нет. Он обучился замечать определённые звуки и определять их значение.

Чувство осязания, которое мы считаем способным передавать только грубые ощущения на самом деле способно передавать мельчайшие детали и значительно дополнять зрение и слух.

Способности слепого газетчика, упомянутого выше, наглядно демонстрируют те действительно удивительные возможности, которые даёт развитое осязание.

Несколько знакомых продавцов ткани на рынке могут просто на ощупь определить состав ткани — шерсть это, или полушерсть с вискозой, чистая хлопчатобумажная ткань или с синтетикой.

Причём специального текстильного образования у них нет, а чуткость их пальцев не лучше, чем у нас с вами. Но они обращают внимание на мелкие ощущения, запоминают их и из большого опыта знают, как их интерпретировать.